2007-02-01

Есть одна стратегическая проблема, которая пока не прозвучала в экспертных оценках. Но она, безусловно, важна для отношений двух государств. Дело в том, что Россия в нефтегазовом конфликте с Белоруссией действовала в рамках рыночных цен. И в этой связи мы можем апеллировать к международному сообществу, если что-то не так, к международным арбитражным судам и тому подобное.

  Но проблема для России в том, что в руках у Белоруссии есть товар, не имеющий рыночной цены. Потому что рынка нахождения на территории суверенных государств радиолокационных станций или центров управления ядерными субмаринами в мире не существует . За это можно запросить практически любую цену, и жаловаться будет некуда.

  У меня есть такое смутное предположение, что всё происходящее между Россией и Белоруссией – продолжение освобождения России от «непрофильных активов» . Станислав Белковский это всё описал в своей книге. Мы отказались от баз в Камрани, в Лурдесе, затопили станцию «Мир», объяснив населению, что у государства нет денег их содержать.

  Хочу напомнить, что Америка отказалась от системы ограничений по ПРО. На прошлой неделе Вашингтон заявил о своем желании создать лунную станцию. И если господин Лукашенко попросит десять или двадцать миллиардов долларов за российские военные объекты на территории Беларуси, то у Кремля будут на руках стопроцентные аргументы от них отказаться. И от РЛС в Барановичах, и от станции слежения за подлодками в Мажейке. Уверен – покупатели сразу найдутся!

  Таковы мои смутные предположения. Помимо получения дополнительного миллиарда долларов в российский бюджет и решения проблем миноритарных акционеров «Газпрома», властью решается глобальная проблема сброса непрофильных активов. России, на взгляд обитателей Кремля, не нужно иметь собственную систему раннего оповещения о запусках ракет. По-видимому, они не рассчитывают на свое дальнейшее пребывание на территории России.

  Как известно, внутри самой России будет происходить дальнейшее сокращение внутренних поставок газа и замена его во внутреннем энергетическом балансе на уголь и мазут. Но мы с вами в таком случае будем вынуждены выходить из Киотского протокола о выбросах «парниковых газов» в атмосферу. А это означает серьезное обострение отношений с Евросоюзом.

  И, наконец, последнее. Я хорошо учил исторический материализм, где впереди идет базис, а потом уже плетется надстройка, но самые развитые государства строят постиндустриальное общество, а в постиндустриальном мире политика или культура часто идут впереди экономики. Если мы и дальше останемся во власти близорукого «прагматизма», то тем самым мы обречем нашу страну на провинциальное, а то и колониальное будущее.

  Иван СТАРИКОВ, заместитель председателя Народно-демократического союза.