Белорусская оппозиция накатала очередную телегу в Совет Европы, ОБСЕ и Евросоюз. Суть жалобы проста и незамысловата: белорусские власти приняли поправки в ряд законов страны, которые делают жизнь и «борьбу за свободу» местной оппозиции невозможной.

О чем конкретно идет речь?

Выяснилось, что 3 октября Палата представителей и Совет Республики приняли поправки сразу в несколько законодательных актов – Уголовный кодекс, законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях», а также в «Кодекс об административных правонарушениях».

Белорусским общественным объединениям отныне запрещено хранить деньги и другие ценности в банках иностранных государств и получать из-за границы и от анонимных жертвователей финансовую помощь. Если деньги все же поступили и нельзя их вернуть, то их надлежит передать в доход государства. А иностранец, предоставивший подобную помощь, подлежит немедленной депортации с конфискацией.

Теперь в УК Беларуси говорится, что за «получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь, или для организации митингов, демонстраций, изготовления агитационных материалов или проведения агитационных мероприятий» можно получить до двух лет лишения свободы.

Говоря языком простым – белорусская оппозиция лишилась главного источника существования: иностранной помощи. Поэтому «пролетарии деструктивного труда» и взвились. Перед ними встал сокраментальный вопрос, который еще незабвенный «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов поставил перед великим комбинатором Остапом Бендерем: «Как снискать хлеб насущный?».

Помнится, что Бендер тогда ответил, что он знает по крайней мере тысячу легальных способов этот хлеб насущный снискать. Наши «дети лейтенанта Шмидта» таких способов не знают. Да и зачем – если гранты выдавались даже по такой филькиной грамоте, как проект «Народный сход».

Но тут случился облом. С законом не поспоришь. И от «теплой сиськи» западных спонсоров придется оторваться. Поэтому и встал этот вопрос: «Как снискать хлеб насущный»? И не только для себя. А за какой счет будут разьезжать по заграницам детки, сестры и гражданские жены бывших кандидатов в президенты, знакомые и знакомые знакомых? Не знают другого способа заработать на жизнь наши «борцы и барцыцы». А вот читатели блогосферы такой способ знают и предлагают:

«Граждане от западного бизнеса, выстраивайтесь в очередь на биржу труда, халява закончилась, добро пожаловать в трудовые коллективы!».

Наивные люди! Кто же из «правозащитников» и «правдорубов» встанет к станку? Не для того они создавали с десяток «правозащитных» альянсов, комитетов, рад, ассоциаций, пен-центров, ассамблей, центров трансформации, инициатив, конгрессов и просто центров, подобных «Весне», чтобы трудиться на «производстве». Все эти «кандидаты в президенты» и «правозащитники» способны только кляузы писать в международные инстанции и пугать спонсоров, что не смогут выполнять и далее их директивы по расшатыванию ситуации в Беларуси. Некий Владимир Лабкович пишет совершенно откровенно:

«Общественные объединения и союзы и раньше не могли существовать при нашем законодательстве, которое регулирует безвозмездную помощь, но раньше за это предусматривалась административная ответственность, сейчас – уголовная, до двух лет лишения свободы. (Проще говоря, ранее оппозиция смело шла на нарушения законов, поскольку деньги на штрафы также получала из-за рубежа). Это значит, что деятельность всего гражданского общества Беларуси парализована».

Не меньший испуг у «оппов» вызвали поправки в закон «О массовых мероприятиях». Теперь оппозиции будет запрещено призывать к участию в несанкционированных митингах. За это можно получить три года.

По мнению «правозащитников», этот пункт «нарушают права граждан на мирные собрания, гарантированные как Конституцией Беларуси, так и базовыми нормами международного права, вводят административную ответственность граждан за невинные действия и бездействия».

И вот, испугавшись такой невеселой перспективки, борцы за свободу и «узники совести» решили наябедничать в ЕС! Конечно, попытка не пытка. По крайней мере, можно надеяться на какой-нибудь комментарий, тамошних хранителей «демократии». Двойные стандарты никто не отменял! Но справедливости ради, хотелось бы обратить внимание наших оппозиционеров на законодательство самих странах ЕС и не только в них. А оно там, куда более жесткое, чем в Беларуси.

Вот несколько примеров:

ФРАНЦИЯ

Статья 1 Декрета-Закона требует: «О каждом собрании, шествии, манифестации и т.д. в общественном месте должно быть в обязательном порядке сделано предварительное уведомление». Согласно статье 2 Декрета-Закона, «заявление представляется в мэрию коммуны или же в мэрии разных коммун на территории, где должна пройти манифестация, по крайней мере, за три полных дня и не более чем за пятнадцать дней до проведения манифестации. В Париже и для коммун департамента Сены заявление делается в префектуре полиции». В тех коммунах, где нет своей местной полиции, а есть и действуют подразделения Национальной полиции, уведомление направляется префекту или супрефекту.

В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, подписывается оно не менее, чем тремя организаторами демонстрации, проживающими на территории того департамента, где будет происходить демонстрация. Кроме того в уведомлении сообщаются цели демонстрации, место, время и дата ее проведения, а также планируемый маршрут движения, если предполагается шествие, и ожидаемое число участников.

Во Франции действуют специальные нормативные акты, определяющие скопления народа, не являющиеся демонстрациями. В УК Франции (Отдел II, ст. 431-3) конкретизировано, что считать «сборищем»:

«Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, способное нарушить общественный порядок. Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта, супрефекта, мэра или одного из его заместителей, любого должностного лица судебной полиции, ответственного за общественную безопасность или любого другого должностного лица судебной полиции, имеющего знаки отличия соответствующие его полномочиям». При этом число собравшихся лиц, а также признаки «возможности нарушить общественное спокойствие» в статье не указываются.

Умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. Для вооруженных людей само участие в сборище наказывается тремя годами тюремного заключения, умышленное продолжение такого участия после требований разойтись увеличивает этот срок до пяти лет.

Демонстрация или манифестация, о которой не было предварительного уведомления, либо запрещенная (в порядке, установленном законом) демонстрация в случае ее проведения, либо предоставление неполного или неточного заявления, способного ввести в заблуждение относительно цели и условий предполагаемой манифестации – наказываются шестью месяцами тюремного заключения.

ЯПОНИЯ

Конституция Японии (статья 21) гарантирует «свободу собраний и объединений, а также свободу слова, печати и всех иных форм выражения мнений». Порядок реализации этих прав на практике определяется так называемыми «Положениями», которые разрабатываются и утверждаются территориальными органами власти в каждом отдельном районе страны

Например, статья 1 «Положения о проведении митингов, групповых шествий и демонстраций» префектуры Токио гласит: «В случае намерения провести митинг или шествие на дороге или в другом общественном месте, либо в случае намерения провести демонстрацию, независимо от ее места, необходимо разрешение Токийского комитета общественной безопасности». Согласно статье 2, заявление о разрешении «подается от индивидуального организатора или представителя группы в трех экземплярах за 72 часа до проведения митинга, группового шествия или демонстрации с указанием дня и часа их проведения».

Стихийные массовые выступления не являются неотъемлемой составной частью волеизъявления граждан, поэтому их запрет не может рассматриваться как ограничение гарантированных японской конституцией свобод. Поэтому органам полиции дано право пресекать стихийные массовые манифестации, а их участники за нарушение общественного порядка могут быть привлечены к суду.

В Японии собрания, митинги, демонстрации, а также иные массовые мероприятия проводятся только с разрешения органов публичного управления. В случае возникновения обстоятельств, существенно затрудняющих обеспечение общественного порядка в районе проведения массового мероприятия, органы управления наделены правом отменить свое решение о разрешении проведения демонстрации либо выдвигать дополнительные условия об изменении даты, места, времени, маршрута демонстрации, обязаны заблаговременно известить об этом организаторов мероприятия.

Согласно японским законам, лица, нарушившие любое из условий проведения демонстрации, немедленно подвергаются аресту. Согласно действующим и в настоящее время законам, предусматривается уголовная ответственность за осуществление насилия или угрозы насилия собравшейся толпой, а также за невыполнение приказа разойтись, отданного должностным лицом не менее трех раз.

ШВЕЦИЯ

Для проведения демонстрации, митинга или другого вида общественного собрания численностью более 15 человек необходимо получить разрешение от полицейских властей основного, низшего звена, которым организаторы мероприятия подают заявление не позднее, чем за 7 дней до его проведения (§5 закона №618). В заявлении должны содержаться сведения об организаторах, времени и месте собрания, его характере и организационных формах, включая необходимые меры безопасности и порядка проведения.

Уголовный кодекс Швеции, действующий с 1965 года, в главе 16 определяет преступление против публичного порядка. В статье 1 говорится: «если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерам, не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более 4 лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет за заговор». Ответственности за заговор подлежат подстрекатели организаторы, а также активные участники предпринятых толпой действий, если она с намерением, указанным в статье 1, переходит к совершению группового насилия в отношении людей или имущества, независимо от того, делается ли это в присутствии властей или нет.

ИТАЛИЯ

Порядок организации и подготовки митингов и демонстраций регулируется в Италии законом об охране общественного порядка 1975 года. Организаторы любой публичной манифестации или собрания в Риме обязаны минимум за 3 дня до их проведения подать в местное полицейское управление письменное уведомление, в котором должны быть указаны характер манифестации, ее цели, время и место проведения, состав и число участников.

По итальянскому законодательству начальник полицейского управления имеет право внести в организацию мероприятия изменения или ограничения относительно времени, места, маршрута и т.п., а также вовсе его запретить «в интересах безопасности и поддержания общественного порядка».

Согласно итальянскому законодательству, в случае проведения манифестации без предварительного уведомления полиции или же запрещенного массового мероприятия, ответственные за это лица подвергаются аресту, а затем привлекаются к суду. Начальник полиции своей властью может распустить незаконное собрание, а при необходимости и применить силу.

В Италии, лица отказывающиеся подчиниться приказу полиции о прекращении демонстрации, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 1 месяца до 1 года и обязаны заплатить крупный штраф.


В связи с этим, будет очень интересно прочитать ответ европейских парламентариев на челобитную наших «правозащитников». Особенно если учесть, что за организацию так называемого «Народного собрания» без разрешения властей Минска Сопредседатель оргкомитета Виктор Ивашкевич оштрафован всего на 40 базовых величин (1,4 млн. рублей), а во Франции он получил бы за свое действо до года тюрьмы. Так где демократия, а где «диктатура»?

GomelBest