…Интрига сохранялась до самого конца заседания Союзного Совмина. Будет ли подписано соглашение о торговле, призванное прекратить бессмысленные торговые войны, — вот главный вопрос, волновавший всех: от министров до журналистов.

Подписание должно было состояться еще 20 марта, для этого в Москву вылетел вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков. Визиты такого уровня не бывают не подготовленными, но соглашение не было подписано из-за неких новых предложений, поступивших в последний момент. Был ли это осознанный срыв подписания или банальные бюрократические проволочки? Сейчас очевидно, что — второе.

Соглашение подписано и в определенной степени подводит черту под взаимными претензиями Беларуси и России во взаимной торговле. Оно позволит снять ряд взаимных претензий в транспортной и таможенной сфере. Параллельно подписано соглашение, в рамках которого мы урегулировали все вопросы взимания косвенных налогов.

«Мы считаем, что это соглашение является этапным, поскольку оно определяет конкретные действия сторон, после выполнения которых условия взаимной торговли между Беларусью и Россией будут полностью отвечать международным требованиям, в первую очередь правилам ВТО. С его подписанием стороны лишаются возможности обвинять друг друга в дискриминации товаров, в каком-либо протекционизме или в нарушении международного права», — такое мнение высказал один из участников переговоров заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко.

Однако соглашение является не только козырем при проведении переговоров по вступлению Беларуси в ВТО, но и дает Беларуси возможность наращивания своего экспорта в РФ благодаря полученному равному доступу к процедурам государственных закупок в Российской Федерации. По оценке белорусских экспертов, потенциал участия в программах госзакупок оценивается в миллиарды долларов.

Вопросы поставок сахара урегулированы отдельным документом. Установлено добровольное обязательство Республики Беларусь поставить в этом году в Россию 180 тыс. тонн, что соответствует 40-50% производства сахара.

Однако эксперты не исключают, что вопросы поставок кондитерских изделий должны регулироваться отдельным соглашением между структурами, которые занимаются защитой интеллектуальной собственности.

Взаимные претензии в торговле между нашими странами накапливались в течение нескольких лет. Замглавы белорусского МИД Андрей Евдоченко отмечает, что, «несмотря на то, что эти претензии не играли существенной роли для товарооборота, они накладывали свой негативный отпечаток на процесс переговоров — те товары, по которым сторонами предъявлялись взаимные претензии, составляли менее полутора процентов нашей взаимной торговли».

Белорусский дипломат напомнил, что комиссией по тарифному и нетарифному регулированию при Союзном Совмине еще до подписания соглашения сняты более 20 проблемных вопросов. Так, в пользу Беларуси были введены повышенные пошлины на грузовые автомобили старше 5 лет, ввозимые в Россию. В пользу Беларуси были согласованы условия проведения экспертиз и сертификация белорусских лекарственных средств в России. 12 тысяч долларов дополнительно должны были платить белорусские предприятия за регистрацию лекарственных средств. Было ускорено получение белорусскими поставщиками алкоголя акцизных марок.

С другой стороны, в пользу России было отменено лицензирование при импорте в Беларусь дрожжей, желатина, шин и покрышек, отменено квотирование и лицензирование при импорте в Беларусь пива.

«Мы смотрим с оптимизмом на развитие отношений Беларуси и России», констатировал, выйдя к журналистам после церемонии подписания соглашений, глава правительства России Михаил Фрадков.

Белорусский премьер Сергей Сидорский заметил, что 2006 год был самым удачным для внешнеторгового оборота Беларуси и России — товарооборот составил более 20 млрд. долларов. «В 2004 году товарооборот был 17 млрд. долларов, а в 2005 году было падение до 15 млрд. долларов», напомнил глава белорусского правительства.

«Мы рассматривали вопросы поставок важнейших товаров из Беларуси на российский рынок и из России на белорусский рынок. Рассмотрели вопросы энергетических балансов на 2007 год, вопросы миграционной политики, обустройства внешних границ Союзного государства, две научно-технические программы, программу развития дизельных двигателей стандарта Евро-4 на 2007-2008 годы.

«Мы выходим на интересные союзные программы инновационного характера: по оптоволокну и применению суперкомпьютера в экономике Беларуси и России», уточнил Сергей Сидорский. При этом белорусский премьер подчеркнул, что соглашение должно носить не рамочный, а конкретный характер, регулируя торговлю по основным экспортно-импортным позициям. «Главное в соглашении — его направленность на то, чтобы в ближайшее время реально выйти на единый таможенный союз», — это заявление белорусского премьера получило большой резонанс.

Михаил Фрадков назвал основной идеей соглашения создание условий свободного доступа товаров наших стран на рынки друг друга. «Документ отвечает требованиям международной торговли о переходе на принципы рыночной экономики в наших отношениях», убежден российский премьер.
Однако подписанием соглашений, пусть и таких значимых, Союзный Совмин не ограничился. Вопросы белорусской и российской прессы также касались всего спектра двусторонних экономических отношений:

— Готово ли правительство России предоставить Беларуси стабилизационный кредит в полтора миллиарда долларов?

Фрадков: Мы рассматриваем сейчас обращение правительства Беларуси, уточняем, выясняем, чтобы принять осмысленное непростое решение, которое связано с большими суммами. Мы должны быть уверены, что это пойдет на пользу нашим отношениям, поможет решить ряд вопросов экономического характера в Беларуси и будет подкреплено соответствующими платежами.

— Как на белорусской экономике отразился переход на новые цены на энергоносители?

Сидорский: Сложно. В один час сложно в два раза увеличить проплаты за газ, изъять 70% поставок нефтепродуктов из белорусского бюджета. Но мы приняли решения, направленные на поддержку экономики, на минимизацию негативных последствий.

— Действительно ли Беларусь намерена продавать свои нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия?

Сидорский: Мы готовы принять любого инвестора, в частности, российские нефтяные компании, которые работают в Беларуси. Мы будем приветствовать российские компании, которые изъявят желание участвовать в приватизации предприятий. Подготовка нормативной базы в Беларуси уже проведена.

— Намерена ли Россия принять участие в проекте строительства АЭС в Беларуси?

Фрадков: Никто вопроса так не ставил. Возможности России известны: мы строим и у себя и по всему миру. Будет поставлен вопрос — будет ответ. Будет день, будет пища.

— Действительно ли нефтепереработка в Беларуси стала убыточна? Такие заявления делают российские нефтяные компании, поставляющие нефть в Беларусь на давальческих условиях.

Сидорский: Российские компании на сегодняшний день ведут себя не в соответствии с договоренностями. Мы согласовали схему поставок и формулу цены поставки нефти. Но сегодня, особенно в марте-апреле встал вопрос доходности. Хотя российские компании больше получают доход в формуле цены при поставке нефти в Беларусь, чем в Европу.

Нас попросили увеличить премии, мы пошли навстречу — увеличили. До бесконечности это продолжаться не может.

Фрадков: Есть отличия в наших (с Беларусью — СГ) подходах к взаимодействию с бизнесом. Мы так глубоко не погружаемся в отношения конкретных коммерческих компаний. До нас эта озабоченность с уровня экономических операторов не доходила.

Возможно, в этом и кроется главная причина торговых войн, даже если не называть таковыми наши экономические споры. В таком случае переход на унифицированные принципы ВТО действительно станет каким-то подобием брачного договора — дружба дружбой, а табачок — по утвержденной схеме:

 

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации
о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества

Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, подтверждая приверженность своим обязательствам по международным договорам, заключенным между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере торгово-экономического сотрудничества, в том числе по Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1992г., Протоколу о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995г. и Соглашению о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995г., согласились о нижеследующем:

Статья 1. Стороны принимают меры по развитию торгово-экономического сотрудничества, в том числе отменяют ограничения, применяемые в отношении ввоза, распределения, транспортировки, включая транзит, товаров, происходящих с территорий Республики Беларусь и Российской Федерации или предназначенных для их территорий, согласно Приложению к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
Стороны не вводят новые ограничения, аналогичные тем, которые отменяются в соответствии с настоящим Соглашением.

Статья 2. Стороны в кратчайшие сроки после подписания настоящего Соглашения вступают в переговоры с целью заключения до 1 октября 2007г. соглашения о принципах и правилах применения субсидий, в том числе в сельском хозяйстве.

До начала применения такого соглашения Стороны заблаговременно информируют друг друга о намерении предоставить специфическую субсидию за счет средств республиканского бюджета Республики Беларусь или за счет средств бюджета Российской Федерации производителям товаров, аналогичных или непосредственно конкурирующих с товарами, производимыми соответственно в Российской Федерации или Республике Беларусь, и проводят консультации в случае, если Сторона, получившая такую информацию, полагает, что предоставление такой субсидии может оказать негативное воздействие на конкурентную ситуацию на соответствующем товарном рынке.

Статья 3. Стороны в кратчайшие сроки заключат соглашение об условиях поставок сахара из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Статья 4. Каждая Сторона принимает необходимые меры, в том числе путем внесения изменений и/или дополнений в национальное законодательство, по предоставлению на основе взаимности доступа с 1 мая 2007г. на национальный рынок государственных закупок товарам, происходящим с территорий государств Сторон, и хозяйствующим субъектам государств Сторон, предлагающим такие товары, и, в частности, ограничивает требования закупок товаров, происходящих с территории своего государства, только случаями чрезвычайной важности.

Статья 5. Настоящее Соглашение применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Совершено в г. Минске 23 марта 2007г.
в двух экземплярах на русском языке.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по развитию торгово- экономического сотрудничества

МЕРЫ
по развитию торгово-экономического сотрудничества

1. Стороны до 1 апреля 2007г. приведут условия взимания налога на добавленную стоимость и акцизов на ввозимые товары, происходящие с территории Республики Беларусь или с территории Российской Федерации, в соответствие со статьей 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1992г. и статьей 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г, и с этой целью внесут необходимые изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004г.

2. Российская Сторона до 15 мая 2007г. отменит взимание платы за регистрацию в таможенных органах белорусских автотранспортных средств при въезде на территорию Российской Федерации.

З. Белорусская Сторона до 1 июня 2007г. отменит и не будет применять в будущем запрещенные в понимании Соглашения Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам субсидии, увязанные по законодательству или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных.

Российская Сторона в течение трех дней с даты подписания Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества направит Белорусской Стороне перечень таких субсидий.

4. Белорусская Сторона:

1) с 1 марта 2007г. не применяет в отношении российского пива солодового:

а) маркировку товаросопроводительных документов специальными контрольными знаками;

б) требование реализации пива до розничного звена по товарно-транспортным накладным с дополнительной степенью защиты;

в) требование о наличии документов, подтверждающих легальность приобретения пива, при его хранении на территории Республики Беларусь и перевозке по ней в объеме более 50 литров;

г) требование ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации пива через склады временного хранения;

2) до 1 июля 2007г. отменит в отношении ввоза российских рыбы и продуктов ее переработки квотирование или применение эквивалентных ему мер, а также отменит требование ввоза данных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации через склады временного хранения;

до 1 октября 2007г. отменит в отношении ввоза российских табака и табачных изделий квотирование или применение эквивалентных ему мер в отношении всех товаров, происходящих и ввозимых с территории Российской Федерации, включая сахар;

до 1 апреля 2007г. отменит требование ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь через склады временного хранения, в том числе на основе взаимности в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками;

до 15 апреля 2007г. отменит требование закупки сельскохозяйственной техники только белорусского происхождения.

Белорусская Сторона применяет требования, предусматривающие обязательную закупку товаров у отечественных производителей для поставки на внутренний рынок, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1992г., статьей 5 Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995г., статьей 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998г. и статьей 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001г.

Стороны подтверждают, что все сборы, взимаемые в связи с импортом, реализацией, перевозкой товаров, включая транзитные перевозки, должны быть соразмерны со стоимостью административных или иных оказываемых при этом услуг.

Белорусская Сторона приведет все сборы, взимаемые в связи с импортом, реализацией, перевозкой товаров, включая транзитные перевозки, в соответствие со стоимостью административных или иных оказываемых при этом услуг и обеспечит выполнение положений статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1992г. в отношении сборов.

Белорусская Сторона, в частности, не будет применять с 1 июня 2007г. в отношении хозяйствующих субъектов с инвестициями Российской Федерации платежей, носящих характер налогов или сборов, не предусмотренных налоговым законодательством Республики Беларусь.

Белорусская Сторона до 15 мая 2007г. отменит или уравняет в размере с применяемым в отношении белорусских резидентов сбор за проезд по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и автобусов с транзитными номерами, находящихся в собственности или аренде (в том числе лизинге) у российских резидентов.

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерство транспорта Российской Федерации согласуют меры по обеспечению беспрепятственного и недискриминационного проезда автотранспортных средств между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и транзитом по их территориям.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Федеральная таможенная служба (Российская Федерация) до 1 мая 2007г. примут меры по сокращению и унификации перечня товаров, в отношении которых во взаимной торговле требуется обязательное подтверждение страны происхождения товаров предоставлением сертификата по форме СТ-1.

Стороны до 1 мая 2007г. заключат соглашение о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Республики Беларусь и таможенными органами Российской Федерации, предусмотрев сокращение до минимума случаев обязательного таможенного сопровождения транзитных и иных грузов, вывозимых с территорий государств Сторон или предназначенных для их территорий.

9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) проведут консультации и скоординируют свои действия с целью содействия развитию двусторонней торговли безопасной продукцией животного происхождения на основе обеспечения эффективного ветеринарного контроля при осуществлении взаимных поставок.

 

http://www.soyuzgos.ru/articles/2007/13/13_33_Konez_voine.html