Основная цель в 2012 году - снизить инфляцию

Несмотря на существенную стабилизацию в последнее время белорусской экономики, интерес общественности к валютно-финансовому рынку республики не ослабевает. На фоне замедления инфляционных процессов, позитивных тенденций во внешней торговле и на валютном рынке белорусов по-прежнему остро волнует, не грозит ли стране резкий скачок цен, каких изменений следует ожидать в кредитно-депозитной сфере и опустится ли курс доллара ниже знаковой планки в Br8 тыс. в условиях режима управляемого плавания курса белорусского рубля. На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Юрий Алымов.

– Юрий Михайлович, недавно Беларусь посетила традиционная обзорная миссия Международного валютного фонда. По итогам ее работы были отмечены положительные результаты мероприятий Национального банка по стабилизации экономики республики, а также высказаны некоторые рекомендации относительно дальнейших действий банка. Соответствуют ли предложения МВФ запланированным в 2012 году мероприятиям Нацбанка или придется скорректировать план действий?

– Несмотря на то, что реализация программы стэнд-бай с Международным валютным фондом закончилась в 2010 году, каждые полгода миссия МВФ приезжает в Беларусь для проведения постпрограммного мониторинга. Кроме того, во время последнего визита состоялись ежегодные консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, целью которых является оценка текущей ситуации в Беларуси и проведение консультаций по актуальным вопросам разработки и реализации экономической политики в стране.

Состоявшиеся рабочие встречи экспертов Национального банка и МВФ для обсуждения проводимой денежно-кредитной политики в целом продемонстрировали, что общее видение механизмов и подходов к реализации денежно-кредитной политики в 2012 году совпадает. При этом Национальный банк подтвердил, что он намерен твердо придерживаться принципов, заявленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, что было позитивно воспринято экспертами МВФ.

Вместе с тем по ряду вопросов состоялась оживленная дискуссия.

Оценивая недавно принятое решение о снижении ставки рефинансирования на 5 процентных пунктов, эксперты МВФ высказали мнение о целесообразности более постепенного ее снижения. Национальный банк в свою очередь считает, что жесткость процентной политики определяется не номинальным уровнем процентных ставок, а их реальной величиной.

В условиях замедления инфляционных процессов (в феврале 2012 года потребительские цены выросли на 1,5% после увеличения в январе 2012 года на 1,9% и в декабре 2011 года на 2,3%) и стабильности на внутреннем валютном рынке сохранение на протяжении длительного времени высоких номинальных процентных ставок становится неоправданным и несет в себе дополнительные риски как для экономики, так и для банковской системы. Прежде всего это связано с возросшими потоками капитала, сформировавшимися в результате конвертации иностранной валюты в белорусские рубли. При этом частично приток капитала обусловлен как переводом валютных сбережений населения в рублевые вклады, так и притоком краткосрочного капитала от нерезидентов в банковский сектор. В целом это подтверждает, что ставки действительно находятся на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, поскольку такого рода краткосрочные потоки очень изменчивы, это осложняет проведение денежно-кредитной политики, а также повышает уязвимость балансов банков в случае оттока краткосрочных вкладов.

Новый уровень ставки рефинансирования, установленный с 1 марта 2012 года, по-прежнему остается достаточно высоким в реальном выражении, что, с одной стороны, обеспечивает надежную защиту рублевых сбережений от инфляции, а с другой – обуславливает более высокие требования со стороны банков к заемщикам в части уровня платежеспособности и эффективности реализуемых инвестиционных проектов.

При этом МВФ поддержал готовность Национального банка в случае появления признаков ускорения инфляционных процессов принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе путем повышения уровня процентных ставок в экономике.

Национальный банк подтвердил, что возобновления в 2012 году практики стимулирования экономического роста за счет эмиссионных ресурсов не будет. В этом вопросе Национальный банк занимает жесткую позицию, и она в целом поддерживается главой государства и правительством.

– Некоторые эксперты считают, что резкое снижение ставки рефинансирования вкупе с ростом реальных доходов населения и госрегулированием цен может привести к очередному скачку инфляции. Существует ли такая опасность? Какие еще возможные негативные моменты могут подстерегать экономику Беларуси в текущем году и каким образом их планируется преодолеть или не допустить?

– Действительно, на фоне наблюдаемых на протяжении нескольких месяцев положительных тенденций в экономике (прежде всего это замедление инфляционных процессов, стабилизация ситуации во внешней торговле и на валютном рынке, устойчивость курса белорусского рубля, формируемого на основе спроса и предложения, значительный рост депозитов населения и т.д.) Национальный банк снизил ставку рефинансирования с 45% до 38% годовых.

В то же время основной принцип, заложенный при проведении процентной политики, выполняется – начиная с января 2012 года ставка рефинансирования в реальном выражении (с учетом фактической и ожидаемой инфляции) находится на положительном уровне. Соответственно положительными являются процентные ставки, по которым банки привлекают вклады населения и выдают кредиты своим клиентам.

Поэтому, как уже отмечалось, даже после снижения значения процентных ставок будут с одной стороны обеспечивать надежную защиту рублевых сбережений от инфляции, а с другой – сдерживать спрос на кредиты со стороны субъектов хозяйствования и населения.

В этих условиях вероятность изменения направленности текущей тенденции и ускорения инфляции является минимальной.

Таким образом, считаем, что решение о снижении ставки рефинансирования с 1 марта 2012 года принято Национальным банком своевременно, является адекватной и экономически обоснованной реакцией на текущие и ожидаемые тенденции в Беларуси.

Что касается других рисков, реализация которых может негативно отразиться на экономике республики, то они преимущественно носят внешний характер и в целом могут затронуть не только нашу республику, но и другие страны. Во-первых, это общее замедление экономического роста в мире, в том числе в странах - основных торговых партнерах Беларуси, а также неустойчивая ситуация в еврозоне. Во-вторых, по-прежнему сохраняются неблагоприятные условия на финансовых рынках с точки зрения доступности финансирования и его стоимости, что ограничивает возможности по осуществлению внешних заимствований банками и субъектами хозяйствования для финансирования инвестиций, а также снижает потенциал инвесторов для участия в приватизационных процессах в стране. Это в свою очередь создает определенные сложности для реализации заявленных планов по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Своевременно реагируя на возникающие внешние шоки, наша страна сможет преодолеть возможные негативные последствия без существенных потерь. Правительством и Национальным банком будет продолжено проведение взвешенной макроэкономической, дисциплинированной бюджетно-налоговой и взвешенной денежно-кредитной политики, повышение инвестиционной привлекательности экономики и ее инвестиционного потенциала.

– Каких тенденций в сфере кредитов и депозитов следует ожидать белорусам в 2012 году?

– В текущем году развитие депозитно-кредитного рынка зависит от множества факторов. С одной стороны, мы можем говорить о предложении и стоимости кредитов, которые зависят от макроэкономической ситуации в стране (в частности динамики инфляции, состояния внешней торговли и поступления валютной выручки). С другой стороны, кредитование связано со способностью предприятий и физических лиц обслуживать кредиты. В первую очередь это означает способность генерировать денежные поступления (выручку, зарплату), достаточные для покрытия платежей по основному кредитному долгу и начисленным процентам. То есть перспективы кредитования в руках каждого из нас. Чем успешнее решает экономические задачи каждый субъект хозяйствования и гражданин, тем лучше, в конечном счете, кредитуется экономика.

Необходимо отметить, что основной целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер экономической политики правительства Беларуси. Лишь на этой основе возможно существенное снижение процентных ставок, которые являются мерой стоимости финансовых ресурсов.

Сегодня Национальный банк и банки делают все необходимое для сохранения денежных сбережений предприятий и населения, трансформирующихся затем в финансовые ресурсы. Помимо шагов по повышению стабильности функционирования банковской системы это предполагает проведение процентной политики, ориентированной на обеспечение более высокого уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте по сравнению с уровнем инфляции.

На фоне замедления темпов инфляции наметилась тенденция снижения процентной ставки по депозитам и, как следствие, по вновь выдаваемым кредитам физическим лицам. Так, за январь 2012 года средняя полная процентная ставка по новым кредитам физическим лицам составила 41,6% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем за декабрь 2011 года на 0,93 процентного пункта.

Обсуждая перспективы кредитного рынка, невозможно обойти тему инфляционно-девальвационных ожиданий. Речь идет о психологических факторах, определяющих поведение участников рынка и таким образом влияющих на экономические процессы. Очевидно, что подобными ожиданиями надо управлять. Предсказуемая макроэкономическая политика, реализуемая в течение длительного периода времени и обеспечивающая сбалансированный экономический рост, является наилучшим средством снижения уровня негативных ожиданий.

Для Беларуси также актуальна задача повышения финансовой грамотности всех потенциальных участников рынка, особенно населения. Суть данной задачи в формировании адекватного экономической ситуации поведения, которое позволит каждому гражданину эффективно управлять своими финансами (защищать сбережения от обесценения, избегать неоправданных рисков при кредитовании, рационализировать потребление и расходы). Для Национального банка и банков все это означает повышение степени доверия к банковской системе, желание и умение пользоваться всем спектром предлагаемых банковских продуктов и услуг.

– Допускает ли Нацбанк вероятность снижения курса доллара ниже Br8 тыс., как это прогнозируют некоторые эксперты?

– После перехода к более гибкому режиму курсообразования - режиму управляемого плавания курса белорусского рубля – при установлении обменного курса значительно возросла роль рыночных механизмов. Это означает, что обменный курс формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. При этом мы постарались минимизировать присутствие Национального банка на внутреннем валютном рынке.

В настоящее время благодаря принятым правительством Беларуси и Национальным банком мерам значительно сократилось отрицательное сальдо счета текущих операций, увеличились золотовалютные резервы. Это способствовало стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке: возросло предложение иностранной валюты со стороны населения и субъектов хозяйствования.

Таким образом, после сильного снижения в прошлом году обменного курса сложились предпосылки для его укрепления. Вместе с тем для сохранения внешней сбалансированности критически важным является сохранение конкурентоспособности и недопущение избыточного роста внутреннего спроса. В целом благодаря проводимой в настоящее время экономической политике и согласованности действий Национального банка с правительством данное равновесие удается поддерживать.

С момента выхода на единый курс и объединения торговых сессий на бирже обменный курс белорусского рубля укрепился к валютам, входящим в состав корзины иностранных валют, на 6%, при этом к доллару США укрепление составило 7%.

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что курс будет укрепляться, если для этого будут объективные предпосылки: повышение эффективности работы всей экономики, в том числе увеличение темпов роста производительности труда (по сравнению с заработной платой), выход на положительное сальдо текущего счета платежного баланса, сохранение устойчивого поступления валютной выручки.

Национальный банк отказался от практики установления целевого уровня обменного курса, поскольку более гибкий механизм курсообразования обеспечивает оперативное реагирование на возникающие внешние дисбалансы для их своевременной корректировки.

– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, которая сейчас сложилась на межбанковском рынке Беларуси, а также с ликвидностью банков и их нормативным капиталом.

– В начале 2012 года уровень ликвидности банковской системы постепенно возрастал, что привело к ее избытку в конце февраля – начале марта текущего года. Это было обусловлено рядом факторов: покупкой Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, операциями населения по продаже валюты, операциями правительства.

Под влиянием нарастания уровня ликвидности банков ставки на рынке межбанковских кредитов начали снижаться. Для замедления и сглаживания процесса снижения ставок Национальный банк в течение февраля 2012 года проводил свои стандартные аукционные операции по изъятию ликвидности у банков (депозитные аукционы, размещение краткосрочных облигаций Национального банка) по ставкам, приближенным к ставке рефинансирования.

Что касается нормативного капитала, то с руководством и собственниками банков проведены встречи, на которых обсуждены принимаемые меры и перспективы устранения нарушений в этой сфере в 2012 году. Акционеры высказали серьезные намерения предпринять действия по дополнительным инвестиционным вложениям в банковский бизнес на территории Беларуси, главным образом во второй половине 2012 года.

Belta.by