Сегодня даже далекие от вопросов экономики люди пытаются понять, что происходит в стране; почему казавшаяся стабильной экономическая ситуация в Беларуси внезапно перестала быть таковой?

На этот и другие вопросы мы попросили ответить министра экономики Республики Беларусь Николая Снопкова.

– Причины возникновения текущих проблем надо искать не только в событиях 2011 года, когда в январе мы столкнулись с резким ростом мировых цен на энергоресурсы, а затем с дополнительной нагрузкой на валютный рынок из-за резко возросшего импорта легковых автомобилей. На самом деле предпосылки проблем были заложены и в структуре нашей экономики. Ведь мы вынуждены тратить валюту на закупку сырья и материалов для производства товаров, а производство у нас остается по-прежнему материало- и энергоемким. И, несмотря на высокие темпы роста инвестиций, во‑первых, их было недостаточно, а во‑вторых, они в значительной мере направлялись на социально обусловленные нужды, например на строительство жилья, которое, в свою очередь, достаточно импортоемко. Таким образом, инновационный уровень производства в необходимой мере повышен не был.

Кроме того, в 2009-2010 годах мы проводили мягкую бюджетно-денежную политику: стимулировали потребление товаров на внутреннем рынке за счет роста заработной платы и кредитования экономики со стороны банковской системы, чтобы не допустить падения производства в условиях ухудшения ситуации на внешних рынках сбыта. Это привело к значительному росту импорта как потребительских, так и промежуточных товаров.

Все эти факторы стали причиной обострения ситуации сначала на валютном рынке страны, а затем и в других сферах экономики. Не последнюю роль сыграли и высокие девальвационные ожидания населения и предприятий, которые выразились в ажиотажном спросе на иностранную валюту. В итоге возникла необходимость девальвации курса белорусского рубля. А снижение его курса по отношению к иностранным валютам и связанный с этим рост цен, в свою очередь, привели к снижению покупательной способности денежных доходов населения.

– Министерство экономики ежемесячно рапортует о приросте валового внутреннего продукта, но почему уровень жизни белорусов с каждым месяцем становится ниже? Возможно, белорусы почувствовали бы себя увереннее, если бы осознавали, что у государства есть четкое представление о том, как преодолеть навалившиеся проблемы. Но уникального рецепта, похоже, нет?..

– В настоящее время в нашей экономике на фоне высоких показателей развития имеют место негативные тенденции несбалансированного экономического роста. Безусловно, уникального рецепта преодоления экономических проблем не существует, в каждой из стран одни и те же меры могут иметь различную эффективность.

Правительством и Национальным банком нашей страны разработан комплекс мер по преодолению нестабильности в экономике и выходу на единый курс национальной валюты. Эти меры предполагают проведение более жесткой кредитно-денежной политики, оптимизацию государственных расходов, обеспечение баланса между производительностью труда и заработной платой. Также предпринимаются меры для дальнейшего улучшения сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Важная составная часть намеченной программы действий – меры в области смягчения для населения последствий инфляционных процессов. Для бюджетников осуществляется индексация заработной платы, производится перерасчет пенсий и повышение пособий.

С 1 октября повышена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций. С 1 ноября этого года будет произведен перерасчет трудовых пенсий, исходя из средней зарплаты работников за третий квартал. Для оказания адресной социальной помощи особо нуждающимся в бюджете предусмотрено около 70 млрд белорусских рублей. Для семей, воспитывающих детей, планируется ежеквартальное увеличение пособий. Кроме того, с 1 октября текущего года увеличено единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

Одновременно с мерами по выходу на единый курс белорусского рубля осуществлены разовые выплаты в размере 500 тысяч рублей для материальной поддержки работников бюджетной сферы, аналогичные выплаты произведены неработающим пенсионерам.

Параллельно правительство Республики Беларусь продолжает осуществлять структурные реформы в экономике. Проведены либерализация цен, либерализация отношений в сфере оплаты труда – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников. Создан Банк развития, что позволит упорядочить финансирование государственных программ и повысить прозрачность операций.

Таким образом, действия правительства охватывают все наиболее значимые сферы экономики.

Имеющиеся в настоящее время в Республике Беларусь проблемы носят временный характер, и влияние их будет постепенно ослабевать по мере стабилизации экономической ситуации. В перспективе по мере экономического роста и расширения финансовых возможностей бюджета страны будут последовательно решаться вопросы увеличения размеров заработной платы, пенсий и других социальных выплат.

– На всех уровнях власти давно поняли – необходима структурная перестройка экономики, но тем не менее обнадеживающих результатов пока не видно. Или все-таки не в том направлении идем?

– Наша цель остается прежней – это социальная рыночная экономика. То есть экономика, которая достигает эффективности за счет рыночных механизмов и обеспечивает социальную справедливость, которую не стоит путать с иждивенчеством. Речь идет о социальной защите населения и создании таких условий, когда каждый гражданин имеет свободу выражения своего потенциала в экономике страны, но при этом несет ответственность перед обществом и осознает это.

Реализация этой задачи на данный момент связана с всемерным поощрением инициативы и формированием собственника. Мы убеждены, что эффективным собственником может быть и государство, но также совершенно очевидно, что динамичность развития экономики во многом зависит именно от предпринимательской активности и инициативы.

В основе идеологии работы Министерства экономики лежит Директива Президента № 4 от 31 декабря 2010 года. Ее цель – создать условия, которые стимулируют деловую активность предприимчивых людей. Принятием этого документа государство еще раз подчеркнуло свою волю и реальную заинтересованность в становлении и развитии масштабного конкурентоспособного предпринимательского сектора экономики и готовность проводить углубленные реформы, направленные на стимулирование и всестороннюю поддержку предпринимательской инициативы.

В рамках выполнения мероприятий по реализации положений Директивы № 4 приняты уже 36 нормативных правовых актов, направленных на либерализацию ценообразования, защиту и развитие частной собственности, сокращение и упорядочение финансовой отчетности, либерализацию регулирования рынка труда, стимулирование эффективной производственной инновационной и инвестиционной деятельности.

Сейчас эта работа продолжается – подготовлены и внесены в правительство 30 проектов нормативных правовых актов, направленных на дальнейшую либерализацию ценообразования и антимонопольного регулирования, а также страховой деятельности, земельных и арендных отношений. Речь в них идет и об участии предпринимателей в госзакупках, упрощении бухгалтерского учета и отчетности, порядка оказания государственной финансовой поддержки малому предпринимательству, защите и развитии института частной собственности и о других важных и выгодных для бизнеса моментах.

Мы полагаем, что каждый из уже принятых нормативных правовых актов и подготовленных проектов окажет свое влияние на процесс формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и будет способствовать стимулированию деловой активности. Хотя, конечно, говорить о конкретном экономическом эффекте от реализации положений Директивы № 4 можно будет только по результатам изучения практики применения принятых нормативных правовых актов.

– По росту цен на товары и услуги мы сегодня в числе лидеров на просторах СНГ. Понятно, Беларусь – государство с открытой экономикой, и растущие цены отчасти призваны предотвратить вывоз качественных белорусских товаров в ту же Россию, где стоимость таких же товаров куда выше. Однако россиянам по-прежнему выгодно ездить в Беларусь в шоп-туры, а в кошельке у белорусов при этом не прибавляется… Возможно, следует действовать по-иному, используя другие экономические меры, не забывая при этом, что все-таки мы строим Единое экономическое пространство?

– Повышение цен на импортные товары, а также на товары, которые имеют большую долю импортной составляющей, было вызвано проблемами на валютном рынке страны. Это сложности в расчетах с поставщиками товаров и сырья, множественность курсов и высокие девальвационные риски, которые закладывались в цены.

Даже при отсутствии импортной составляющей повышение цен на готовую продукцию обусловлено их ростом на энергоносители, комплектующие, запчасти и иные промежуточные товары, производимые в республике из импортируемого сырья и материалов. Сыграли роль и инфляционные ожидания предпринимателей в отношении товаров, не входящих в сферу ценового регулирования. Действительно, определенное влияние на рост розничных цен оказал повышенный спрос на белорусскую продукцию в соседних регионах вследствие разрыва в ценах.

На данном этапе, чтобы сгладить влияние роста цен на население, был временно расширен перечень социально значимых товаров (цены на которые регулируются), повышение цен по регулируемым позициям проводится поэтапно. В то же время применение прямого административного регулирования цен в сложившейся ситуации может привести к «вымыванию» отдельных товаров и, следовательно, должно быть взвешенным, точечным, чтобы не привести к усугублению ситуации на потребительском рынке.

Приоритетной задачей по устранению дисбалансов в настоящее время является стабилизация на валютном рынке, выход на единый равновесный курс белорусского рубля во всех сегментах валютного рынка.

– По мнению экспертов, соотношение внешнего государственного долга Республики Беларусь к ВВП по итогам 2011 года может составить 69-73 процента. Как в таких условиях осуществлять выплаты по долгу, не ухудшив при этом экономическую ситуацию в стране?

– Надо четко различать понятия «внешний государственный долг» и «валовой внешний долг». Внешний государственный долг является составной частью валового внешнего долга. Он включает в себя внешние обязательства секторов экономики: органов государственного управления и Национального банка, банков и прочих секторов. Приведенные вами прогнозные данные относятся именно к валовому внешнему долгу, а не к внешнему государственному долгу.

На платежеспособность страны наибольшее влияние оказывают именно государственные внешние заимствования (это и есть внешний госдолг). И поэтому большинство стран мира при оценке внешних заимствований учитывают лишь их.

В настоящее время внешние государственные заимствования в Республике Беларусь находятся на приемлемом уровне (по данным на 1 апреля 2011 года – 19,2 процента от ВВП), что не позволяет говорить о текущей неплатежеспособности страны, а также о возможном ухудшении экономической ситуации в связи с отвлечением средств на выплату внешних обязательств. Более того, как показывает межстрановой анализ, данный показатель у нас существенно ниже, чем в большинстве европейских стран.

Например, согласно требованиям Маастрихтского договора, для стран ЕС отношение внешних государственных заимствований к ВВП установлено в пределах 60 процентов. Фактически же в настоящее время в большинстве стран ЕС данный показатель существенно превышает установленные значения.

– На одном из заседаний Совета Министров Республики Беларусь вы заявили, что правительство примет все меры по замедлению инфляции. Но как это сделать, если сохранены значительные объемы эмиссии денег и эта эмиссия превышает потребности экономики?

– Действительно, в целях стимулирования внутреннего платежеспособного спроса (в том числе роста реальных денежных доходов населения) и обеспечения устойчивых темпов экономического роста Республика Беларусь, равно как и большинство стран мира, на протяжении ряда лет использовала мягкую денежно-кредитную политику. В этой связи Национальный банк и банки осуществляли расширенное кредитование экономики под низкие процентные ставки, значительные эмиссионные средства тратились на поддержание госпрограмм, льготное потребительское кредитование и кредитование строительства жилья, поддержание устойчивости курса национальной валюты и другие цели.

Такая политика приносит плоды в случае адекватного роста производительности секторов экономики. Но в нашем случае на фоне ухудшения условий внешней торговли в начале 2011 года она привела к обострению ситуации на внутреннем валютном рынке, что в конечном итоге обусловило необходимость девальвации.

В целях реализации антиинфляционной политики в настоящее время правительством и Национальным банком реализуется комплекс мер, предусматривающий в том числе существенное ужесточение денежно-кредитной политики. В этой связи с 1 июня 2011 года прекращена кредитная эмиссия Национального банка, установлены предельные эмиссионные  объемы кредитования экономики за счет средств правительства и Национального банка, осуществляется поэтапный рост ставок денежного рынка (ставка рефинансирования за 9 месяцев 2011 года возросла с 10,5 до 30 процентов годовых), активизируется реализация программ по импортозамещению и сокращению импорто-, матeриало- и энергоемкости белорусской продукции. Как я уже говорил, одновременно утверждены дополнительные перечни социально значимых товаров, на которые распространяется государственное регулирование цен, и на данные товары установлены максимальные торговые надбавки.

Кроме того, в настоящее время правительством и Национальным банком реализуется план мероприятий по выходу на единый курс белорусского рубля во всех сегментах валютного рынка. С учетом ужесточения денежно-кредитной политики это позволит достичь макроэкономической сбалансированности, улучшит сальдо внешнеторгового баланса и позволит ослабить инфляционное давление на экономику.

– А как сегодня обстоят дела с иностранными инвестициями в белорусскую экономику?

– Предоставление отчетности по иностранным инвестициям имеет свою специфику, и на сегодняшний день мы можем основываться лишь на данных, полученных за первое полугодие этого года.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, за январь-июнь 2011 года составил 7.992,9 млн долларов США и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4.416,2 млн долларов США) в 1,8 раза.

37,7 процента иностранных инвестиций поступили в сферу транспорта и связи, в сферу торговли – 29,3 процента, в промышленность – 25,9 процента.

Если структурировать инвестиции по стране происхождения, наибольший их удельный вес приходится на страны СНГ – 52,1 процента, в том числе на Россию – 51,1 процента. Лидерами в поступлении потоков инвестиций из-за рубежа вне стран СНГ выступили Великобритания (19,5 процента), Кипр (9,2 процента), Австрия (5,8 процента).

Но говоря об инвестициях, часто подразумевают разные понятия. Очень важны для экономики именно прямые иностранные инвестиции. Их осуществляют зарубежные инвесторы, имеющие не менее 10 процентов акций и паев в уставном фонде белорусской организации или учреждающие новую организацию в Беларуси.

А наиболее четко характеризуют эффективность привлечения иностранных инвестиций в страну так называемые прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары).

Прогнозный показатель прямых иностранных инвестиций на чистой основе на 2011 год утвержден Указом Президента в сумме 6,4-6,5 млрд долларов США.

Сегодня по данной позиции мы уже можем говорить с учетом статистики за семь месяцев. За январь – июль текущего года в республику привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе в сумме 1.058,2 млн долларов США, или свыше 16 процентов от доведенного задания. При этом 66,5 процента (703,9 млн долларов США) из них привлечено в реальный сектор экономики, а в банковский – 33,5 процента (354,3 млн долларов США).

Совсем недавно было создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. Мы ожидаем, что данное агентство станет в ближайшее время «одним окном» для инвестора и начнет реальную и показательную работу по привлечению иностранного капитала, в том числе по осуществлению приватизационных сделок, то есть того, что в значительной мере должно заинтересовать иностранного инвестора.

– И все-таки, на ваш взгляд, когда произойдет улучшение экономического климата в стране?

– В сфере внешней торговли в 2011 году наметились положительные тенденции. Мы получили в июле нынешнего года положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 380 млн долларов. Более того, за июль месяц впервые за долгое время сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 217 млн долларов (это если считать по методологии платежного баланса, как считает Нацбанк). Значительно возрос объем экспорта товаров (3,7 млрд долларов – максимальное значение, зафиксированное за весь период статистических наблюдений).

При сохранении избранного курса внешняя торговля товарами и услугами сможет оказывать положительное влияние на состояние платежного баланса во втором полугодии. В совокупности с мерами по структурной перестройке, выходом на единый курс это окажет положительное влияние на состояние экономики в целом. Однако, на наш взгляд, в 2012 году не следует интенсифицировать рост экономики. Необходимо заняться приведением экономики в состояние сбалансированности показателей потребления и производства, а затем продолжить развитие, но уже на качественной инновационной основе.

Беседовал подполковник Александр Макаров,

Белорусская военная газета